Пояснительная записка к учебному плану МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» на 2021-2022 учебный год. Нормативно-правовая база. Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план составлен на основе следующих документов: – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; -- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) – СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (с дополнениями и изменениями 2019/2020гг) – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808) – Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 Об изучении второго иностранного языка --письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»; --Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. – примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15); -Примерная основная образовательная программа основного общего образования ,одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) - Примерная основная образовательная программа среднего общего образования ,одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з) – письмо Министерства образования Республики Дагестан от 12 .07.2019 № 06-7164/01-18/19 от 12 июля 2019г. «О направлении методических рекомендаций»; – устав МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева». - Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010. — 96с. — (Стандарты второго поколения). Учебный план реализует общеобразовательные программы и определяет: - перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждой ступени обучения: в 1- 4 классах в соответствии с ФГОС НОО,5-9-хклассах – в соответствии с ФГОС ООО; в 10 -11 классах– в соответствии с ФГОС СОО . Учебный план на 2021/2022 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных Сан ПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает: 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов; 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов; 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов. Продолжительность учебного года. Учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года: - I класс – 33 учебные недели; - II- IV классы – 34 учебных недель; V-VIII иXклассы-34 учебных недель. - IX и XI классы – 34 учебные недели. Учебный год условно делится: - на четверти в 1-9 классах, на полугодия в 10,11 классах, являющиеся периодами, за которые выставляются отметки за текущее освоение образовательной программы. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную Сан ПиН 2.4.2.2821-10.Организация углубленного изучения некоторых предметов не приводит к увеличению учебной нагрузки. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Расписание уроков составляется отдельно для урочных и внеурочных занятий. Продолжительность учебной недели. В соответствии с Сан ПиН 2.4.2.2821-10 – 1класс – 5 дней; – со 2 по 11 класс - 6 дней. Продолжительность урока в начальной школе: 1 класс - 35 ,со 2 – 11 классы – 45минут. Максимальная учебная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет: Классы I II III IV V VI VII VIII IX X XI Максимальная учебная нагрузка при 6дневной учебной неделе 21 26 26 26 32 33 35 37 37 36 36 Гимназия осуществляет расширенное обучение по предметам: английскому языку на уровне основного общего образования. Углубленное изучение в биологии в 10-11 классах. Пояснительная записка к учебному плану для ООП начального общего образования МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» на 2021-2022 учебный год. Общие положения Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план составлен на основе следующих документов: – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; – СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189(с дополнениями и изменениями 2019/2020гг) – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808) -Письмо Министерства образования науки РФ от17мая 2018г.№ 08-121 Об изучении второго иностранного языка – письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»; – примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15); – письмо Министерства образования Республики Дагестан от 12 .07.2019 № 06-7164/01-18/19 от 12 июля 2019г. «О направлении методических рекомендаций»; – устав МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева». Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1–4-х классов (138 учебных недель). Общее количество часов учебных занятий за 4 года – не менее 3241час. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: – для 1-х классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – 5 уроков за счет урока физической культуры; – для 2–4-х классов – не превышает 5 уроков при шестидневной учебной неделе. Учебная неделя пятидневная. Количество учебных недель: – 1-е классы – 33 недели; – 2–4-е классы – 34недели. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10: – в 1-х классах – не более 21 часа в неделю; – во 2–4-х классах – не более 26 часов в неделю. Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: – формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; – готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; – формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; – личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области. 1. «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке» В соответствии с выбором обучающихся и их родителей (законных представителей) изучение содержания учебных предметов предметной области «Родной язык» начинает изучаться с 1 класса 1 часом в неделю. Учебные предметы предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в 3–4-х классах представлены в объеме 2 часов в неделю, для изучения родного языка созданы учебные группы на национальных языках,(азербайджанский, даргинский и табасаранский) в том числе и на родном русском, в каждой из которых имеется не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы созданы из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах стоит в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. 2. «Математика и информатика» Включает в себя учебный предмет «Математика», который представлен в объеме 4 часа в неделю в 1–х классах, 5 часов во 2-4 классах.. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических модулей в программы учебных предметов «Математика», «Технология», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир». 3. «Иностранный язык» Включает в себя учебный предмет «Иностранный язык» (английский), так как все обучающиеся начальной школы выбрали для изучения английский язык. Учебный предмет представлен в объеме 2 часа в неделю во 2–4-х классах. 4. «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» Включает в себя учебный предмет «Окружающий мир», который представлен в объеме 2 часа в неделю в 1–4-х классах. Программа учебного предмета «Окружающий мир» в 1–4-х классах включает тематический модуль «Информационные технологии в современном мире», который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий. 5. «Основы религиозных культур и светской этики» . На основании решения родителей (законных представителей) обучающиеся будут изучать модуль «Основы религиозных культур и светской этики», который представлен в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. 6. «Искусство» Включает в себя учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Учебный предмет «Изобразительное искусство» представлен в объеме 1 час в неделю в 1–4-х классах. Учебный предмет «Музыка» представлен в объеме 1 час в неделю в 1–4-х классах. 7. «Технология» Включает в себя учебный предмет «Технология», который представлен в объеме 1 час в неделю в 1–4-х классах.. 8. «Физическая культура» Включает в себя учебный предмет «Физическая культура», который представлен в объеме 3 часов в неделю в 1–4-х классах. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, учитывает интересы их родителей (законных представителей) и строится в соответствии с возможностями информационно-образовательной среды образовательной организации. Содержание ООП начального общего образования, отводимое на часть, формируемую участниками образовательных отношений в рамках учебного плана ООП начального общего образования, направлено: – на изучение дополнительных учебных предметов внутри обязательных предметных областей. Так, во 2–3-х классах вводится предмет «Русское речевое общение»(Риторика). Количество часов – 34 часов в год. Школьный курс « Риторики» носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Дети учатся анализировать и оценивать общение, на уроках формируются умения говорить, слушать и слышать, писать и читать, т.е. умения общаться. Уроки риторики надо начинать с начальных классов, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Формы промежуточной аттестации Классы Учебные предметы Форма 2–4-е Русский язык Диктант с тестовой частью 2–4-е Иностранный язык (английский) Итоговая контрольная работа 2–4-е Литературное чтение Проверка навыков работы с текстом 2–4-е Математика Итоговая контрольная работа 2–4-е Окружающий мир Тестирование 2–4-е Музыка Творческая работа 2–4-е Изобразительное искусство Выполнение рисунков 2–4-е Технология Творческая работа 2–4-е Физическая культура Сдача нормативов/тестирование 4-й ОРКСЭ Тестирование Недельный учебный план начального общего образования МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» на 2021-2022 уч.год Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Классы 1-й 2-й 3-й 4-й Всего Количество часов в неделю Русский язык 4 4 4 4 16 Литературное чтение 2 2 2 2 8 Родной язык - 1 1 1 3 Литературное чтение на родном языке – – 1 1 2 – 2 2 2 6 Иностранный язык Иностранный язык (английский язык) Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир 1 1 1 1 4 Основы религиозных культур и светской этики – – – 1 1 Музыка 1 1 1 1 4 Изобразительно 1 е искусство 1 1 1 4 Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура 3 3 3 3 12 Итого 17 20 21 22 80 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 4 6 5 4 19 Литературное чтение 1 1 1 1 4 1 1 1 4 Технология Физическая культура Математика Окружающий мир 1 1 1 1 4 Русский язык 1 1 1 1 4 1 1 Русское речевое общение(риторика) 2 Родной язык 0,5 Литературное чтение на родном языке 0,5 1 - - 1,5 Максимально допустимая нагрузка (при шестидневной рабочей неделе) 21 26 26 26 99 0,5 Пояснительная записка к учебному плану для ООП основного общего образования МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» на 2021/2022 учебный год 1. Общие положения Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план основного общего образования МКОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» сформирован в соответствии с требованиями: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования); - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; - Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; - Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10); с изменеиями и дополнениями 2019/2020г.г. --Инструктивно-методического письма от 12.07.2019г. №06-7164/01-18/19 «О формировании учебных планов образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»; -письма Рособрнадзора от 20.06.2018г. №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов РФ»; -примерной основной образовательной программы основного общего образования ,одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г №1/15); -Устава МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева». -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808) Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования включает один учебный план. Учебный план основного общего образования МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, и направлена на реализацию следующих целей: - развитие личности ребенка, его познавательных интересов; - выполнение социального образовательного заказа; - удовлетворение образовательных потребностей учащихся; - реализация предпрофильной подготовки; - подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе. В учебном плане введены дополнительные часы для развития содержания учебных предметов на базовом уровне за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений: - в 5 аб классах - по 1 часу на изучение курса ОДНКНР, по 1-часу на изучение второго иностранного языка(немецкий) в 5-7 классах. - в 5-9 классах - по 3 часа на преподавание физической культуры в целях сохранения здоровья и развития физических возможностей, обучающихся;Осуществляется расширенное изучение отдельных предметов: в 5-8 классах по 1 часу в неделю добавлено на расширенное изучение английского языка для развития иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной; -В 8-9 классах введен факультативный курс финансовой грамотности по 1 часу; -в 9 классах с целью подготовки к ОГЭ и реализации предпрофильной подготовки введены элективные курсы по русскому языку, математике по 1 часу, по биологии и обществознанию по 0,5 часа в неделю Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке» Предметная область «Русский язык и литература» представлена предметами «Русский язык» и «Литература». Предметная область «Родной язык и литература» представлена предметами «Родной язык» и «Родная литература». При изучении данной предметной области учитываются пожелания обучающихся и их родителей (законных представителей). Формирование групп для изучения данных предметов осуществляется на основании заявления родителей учащихся В учебном плане МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева», для изучения родного языка созданы учебные группы на национальных языках,(азербайджанский, даргинский и табасаранский) в том числе и на русском как родном, в каждой из которых имеется не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы созданы из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах стоит в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлены в 5-9 классах в объеме 2 часов. «Иностранный язык» Предметная область «Иностранные языки» представлена учебными предметами «Английский язык» и «Немецкий язык» ,как второй иностранный. На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено 4 часа в неделю в 5-8 классах ( 1 час за счет школьного компонента) и 3 часов в 9 классах..В 5-7 классах введен второй иностранный язык (немецкий) в объеме 1 часа,в 6-7 классах продолжаем изучение второго иностранного языка. Предметная область «Математика и информатика» в 7 и 9 классах реализуется через учебные программы курсов «Алгебра», «Геометрия», «Информатика». Предметная область «Общественно-научные предметы» состоит из предметов «История России .Всеобщая история», «Обществознание» и «География». Изучение учебных предметов «История России .Всеобщая история»в V-IX классах осуществляется по линейной модели исторического образования (изучение истории в IX классе завершается 1914 годом). Учебный предмет «Обществознание» является интегрированным, построен по модульному принципу и включает следующие содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлена одноименным предметом. В предметную область «Естественнонаучные предметы» входят «Физика», «Биология», Химия». В предметной области «Искусство» изучаются предметы «Изобразительное искусство», «Музыка» (5-9 классы) «Технология». На изучение учебного предмета «Технология» в V-VII классах отводится по 2 часа в неделю,в VIII классе по 1 часу. 4.«Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - предметная область ОДНКНР) обязательно изучается в соответствии с ФГОС основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. В учебном плане гимназии предусмотрено для ее изучения 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. В предметную область «Естественнонаучные предметы» входят «Физика», «Биология», Химия». В предметной области «Искусство» изучаются предметы «Изобразительное искусство», «Музыка» (5-7 классы). Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» представлена предметами «Физическая культура» (59классы) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9 классы). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, учитывает интересы их родителей (законных представителей) и строится в соответствии с возможностями информационно-образовательной среды образовательной организации Так, в 5–8-х классах дополнительно выделено по1 часу на расширенное изучение английского языка . Организация промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится в переводных классах с 13 апреля 2022 года по 15 мая 2022 года без прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана. Класс Предметы, по которым осуществляется промежуточная аттестация Формы проведения аттестации 5-й, 6-й,7-й Русский язык ВПР 8-й Русский язык ВПР 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Литература Устные испытания 5-й, 6-й, 8-й,9- Иностранный язык й 7-й Иностранный язык Устные испытания ВПР 5-й,6-й,7-й,8-й Математика ВПР 7-й, 8-й, 9-й Информатика Диагностическая работа 5-й, 6-й,7-й История ВПР 8-й, 9-й История Устные испытания 8-й, 9-й Обществознание Диагностическая работа 6-й,7-й Обществознание ВПР 5-й, 8-й, 9-й География Тестирование 6-й,7-й География ВПР 5-й, 6-й,7-й Биология ВПР 8-й, 9-й Биология Тестовая работа 8-й, 9-й Физика Итоговая контрольная работа или ВПР в 8 кл 7-й Физика ВПР 8-й, 9-й Химия Итоговая контрольная работа или ВПР в 8 кл 5-й, 6-й, 7-й Музыка Тестовая работа 5-й, 6-й, 7-й, Изобразительное искусство Творческая работа 5-й, 6-й, 7-й, 8-й Технология Тестовая работа 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Физическая культура Тестирование,сдача нормативов 5-й,6-й,7-й,8й,9-й Родные язывки Тестовые работы 8-й, 9-й Основы безопасности жизнедеятельности Тестовая работа Недельный учебный план основного общего образования МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» на 2021-2022 уч.год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы 5 6 7 8 9 Всего Русский язык и литература Русский язык 4 3 2 2 3 14 Литература 2 2 2 2 2 10 Родной язык и родная литература Родной язык 1 1 1 1 1 5 Родная литература 1 1 1 1 1 5 Иностранные языки Иностранный язык (английский) 2 2 2 2 2 10 Второй иностранный язык (немецкий) 1 1 Математика 4 4 – – – 8 Алгебра – – 3 3 3 9 Геометрия – – 1 2 2 5 Информатика – – 1 1 1 3 История России - 1 1 1 1 4 Всеобщая история 1 1 1 1 1 5 Обществознание – 1 1 1 1 4 География 1 1 1 1 1 5 Обязательная часть Математика и информатика Общественнонаучные предметы 2 Естественнонаучные предметы Физика – – 2 2 2 6 Химия – – – 2 2 4 Биология 1 1 1 1 1 5 Музыка 1 1 1 – – 3 Изобразительное искусство 1 1 1 – – 3 Технология 1 1 1 - - 3 Физическая Основы безопасности культура и основы жизнедеятельности безопасности Физическая культура жизнедеятельности – – – 1 1 2 2 2 2 2 1 10 Итого 23 24 25 26 26 124 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 9 9 10 10 10 48 Русский язык 1 2 2 2 Литература 1 1 Искусство Технология Иностранный языки Иностранный язык(английский) 1 4 1+1 1+1 1+1 1+1 1 9 1 1 Второй иностранный язык(немецкий) Математика 1 ОДНКНР 1 Всеобщая история 1 География - Биология Физическая культура 1 1 Финансовая грамотность - - - - - - - 1 1 1 1 3 1 1 1 1 3 1 1 1 2 4 1 1 2 1 Геометрия Технология 1 7 1 1 1 1 1 4 1 2 Секреты грамотного письма 1 1 Интенсивный курс подготовки к ГИА по математике» 1 1 Общество – это человечество в целом»» 0,5 0,5 Основные вопросы биологии" 0,5 0,5 Максимально допустимая недельная нагрузка 32 33 35 36 36 172 Пояснительная записка к учебному плану для ООП среднего общего образования МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» на 2021/2022 учебный год В 2021/2022 учебном году ФГОС СОО реализуется в 10-11 классах всех общеобразовательных организаций Республики Дагестан. Учебный план МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева», реализующего основную общеобразовательную программу среднего общего образования сформирован в соответствии с требованиями: --Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»; - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; . -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808) - Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; - Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10); -Устава МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» Учебный план среднего общего образования МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» является частью образовательной программы и предусматривает: 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XIклассов. Учебный год начинается 01.09.2021г. В учебном плане школы 10-11-х классов соблюдены требования по ФГОС СОО , с соблюдением недельной нагрузки по каждому предмету, что позволяет обеспечить единство школьного образования. Программа ФГОС СОО (10-11 классы) содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Учебный план содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной программы среднего общего образования. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, определено время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива гимназии. ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровне среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов. В соответствии с ФГОС СОО количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося составляет не менее 2170 часов (не менее 31 часа в неделю) и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными актами общеобразовательной организации; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого общеобразовательной организацией (после получения основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в общеобразовательной организации в установленном ею порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей). Учебный план профиля обучения содержит более 12 учебных предметов и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО. Общими для включения во все учебные планы являются обязательные учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» или «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Астрономия», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также индивидуальный(ые) проект(ы). Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. В учебный план включено время , отведенное в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Обучающийся имеет право на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем общеобразовательной организации. Образовательная организация составила учебный план исходя из своего календарного учебного графика на текущий учебный год. Учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература», «Иностранный язык»,«История», «География»,, «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» или «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Химия» изучаютсяся на базовом уровне. «Биология» изучается на углубленном уровне. 1. Профиль обучения в 10-11 классах выбран универсальный. 2. Из общего перечня выбраны обязательные , общие для всех профилей, учебные предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. 3. В рамках универсального профиля выбрано изучение учебных предметов только на базовом уровне ,кроме биологии. 4. Учебный план дополнен индивидуальным проектом. 5.Предмет «Биология» изучается на углубленном уровне,3 часа в неделю. 6. Подсчитано суммарное количество часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3. 7.Количество часов не меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО в 10-11 классах и составило 2516 часов 8. Завершено формирование учебного плана профиля элективными курсами. Учебный план профиля строился с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для этого были изучены намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей). В учебном плане для МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева», для изучения родного языка созданы учебные группы на национальных языках( даргинский, табасаранский), в том числе и на родном русском, в каждой из которых имеется не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы созданы из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах стоит в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. Образовательная область «Обществознание» представлена курсами: Учебные предметы 10 класс 11 класс История 2 2 Обществознание(включая экономику и право) 2 2 География 1 1 Обязательный для изучения учебный курс «История» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы. Независимо от принятой системы текущей и промежуточной аттестации обучающихся в аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету «История». Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в X-XI классах является обязательным, выделено по 1 часу Образовательная область «Информатика» представлена курсом «Информатика и ИКТ» (УМК И.Г.Семакина). Интегрированный учебный предмет «Обществознание» (по 2 часа в неделю) включает разделы «Экономика» и «Право». Изучение естественнонаучных дисциплин в X и XI классах обеспечено отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на базовом уровне предметы «Химия»- по 2 часа внеделю, «География» изучаются по 1 часу в неделю.«Физика» – на базовом уровне - по 2 часа в неделю (всего 138 часов за два года каждый) «Биология» изучается на углубленном уровне -3часа в неделю. Учебный предмет «Астрономия» вводится в X классе как отдельный обязательный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Компонент образовательного учреждения представлен следующими элективными курсами: Название Класс 10,11 «Русский язык в формате ЕГЭ» Готовимся к ЕГЭ по обществознанию 10,11 10,11 Решение стереометрических задач Теория и практика анализа художественного текста Готовимся к ЕГЭ по истории Элементарная математика 10,11 10,11 10,11 Элективные курсы по указанным предметам организуются с учетом образовательных потребностей обучающихся, требований к подготовке обучающихся уровня среднего общего образования, а также с целью развития индивидуальных способностей учащихся и подготовки к государственной итоговой аттестации. Формы промежуточной аттестация учащихся: Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся в 10 -11классах и Государственной итоговой аттестацией в форме ЕГЭ в 11 классе. Промежуточная аттестация предполагает: - определение реального уровня теоретических знаний и навыков обучающихся по предметам учебного плана, проверку практических умений обучающихся; Промежуточная аттестация по итогам года проводится в апреле-мае текущего учебного года по всем учебным предметам, курсам и дисциплинам образовательной программы. К промежуточной аттестации по итогам года допускаются все обучающиеся. По предметам и курсам учебного плана КИМы разрабатываются ШМО. Конкретные формы, сроки проведения промежуточной аттестации утверждаются приказом директора Учреждения и доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) на родительских собраниях и через официальный сайт Учреждения. Класс Предметы, по которым осуществляется промежуточная аттестация Формы проведения аттестации 10-й Русский язык Диагностическая работа 10-й Литература Сочинение 10-й,11-й Иностранный язык Диагностическая работа 10-й Математика(алгебра и геометрия) Диагностическая работа 10-й,11-й Информатика Диагностическая работа 10-й,11-й История Диагностическая работа 10-й,11-й Обществознание Диагностическая работа 10-й, 11-й География Тестовая работа 10-й, 11-й Биология Диагностическая работа 10-й, 11-й Физика Диагностическая работа 10-й, 11-й Химия Диагностическая работа 10-й Астрономия Тестовая работа 10-й,11-й Родной язык Тестовая работа 10-й, 11-й ОБЖ Тестовая работа 10-й, 11-й Искусство(МХК) Тестовая работа 10-й, 11-й Физкультура Сдача нормативов Недельный учебный план среднего общего образования МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева» на 2021-2022 учебный год.. Количество часов в неделю Предметная область Учебные предметы Х класс ХI класс всего Базовый Базовый уровень уровень Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 1/34 2/68 3/102 Литература 3/102 3/102 6/204 Родной язык и родная литература Родной язык(русский,табасаранский, 1/34 1/34 2/68 даргинский) Иностранные языки Английский язык 3/102 3/102 6/204 Общественные науки История или Россия в мире 2/68 2/68 4/136 Обществознание 2/68 2/68 4/136 Математика и информатика Математика 4/136 4/34 8/272 Естественные науки Астрономия 1/34 - 1/34 Биология 1/34 1/34 2/68 Химия 1/34 1/34 2/68 физика 1/34 1/34 2/68 Физическая Физическая культура культура, экология Основы безопасности и основы жизнедеятельности безопасности жизнедеятельности Итого 2/68 2/68 4/136 1/34 1/34 2/68 23/782 23/782 46/1564 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Индивидуальный проект 1/34 1/34 2/68 Общественные науки География 1/34 1/34 2/68 Экономика - Право - Математика и информатика Информатика 1/34 1/34 2/68 Естественные науки Физика 1/34 1/34 2/68 Химия 1/34 1/34 2/68 Биология 2/68 2/68 2/68 1/34 1/34 2/68 Элективные курсы 6/204 6/204 12/408 МХК 1/34 1/34 2/68 Решение задач по элементарной математике 1/34 1/34 2/68 Теория и практика анализа художественного текста 1/34 1/34 2/68 Решение стереометрических задач 1/34 1/34 2/68 Избранные вопросы истории 0,5/17 0,5/17 1/34 Обществознание :теория и практика 0,5/17 0,5/17 1/34 1/34 1/34 2/34 14/476 14/476 28/952 Физическая Физическая культура культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Иностранные языки Второй иностранный язык * Русский язык в формате ЕГЭ Итого Максимальная нагрузка 6-дневной недели 37/1258 37/1258 74/2516